При всём увaжении к коромыслaм
хочу, чтобы в сaмой дыре зaвaлющей
был водопровод и движение мысли.
(Андрей Возенсенский)

О «культуре пития»

Увы, проблема алкогольной (и наркотической) зависимости населения России вышла на государственный уровень и стала угрожать безопасности самой России.

При этом иной раз извлекаются на свет, как из рукава фокусника, чёрные мифы, которыми пьянство пытаются оправдать.

Например, что русский человек всегда был пьяницей. Это неправда! Русский человек исконно был трезвым! Это в советское время спаивали народ, достигнув апогея в 1990-х 18 литров спирта в год на душу населения. То есть, каждый гражданин России, включая младенцев, выпивал по 3 бутылки водки в месяц!!

При этом «особо просвещённые» уверяют, что вся беда в бескультурье употребления - де, надо учиться «культуре пития» и всё станет вуаля. «Ты просто не умеешь пить как все! Учись, стюдент!»...

Так что же это такое - «культурное питие»?

Это когда стол застелен белой накрахмаленной скатёрочкой, на столе томится на блюдечке с золотой каёмочкой селедочка-красноглазочка, огурчики, грибочки и прочая снедь. Салатики, поросёночек, буженинка радуют глаз, желудок и сердце радушного хозяина стола и его желанных гостей. Вожделенная водочка (коньячок, протвишок и проч.) высшего сорту нолита в графинчик, заранее остужена в холодильнике и при наливании в хрустальный лафитничек издает особый, неповторимый, ласкающий ухо звук – бульк-бульк. Бока лафитничка моментально потеют, а вы берете его шикарным, широким жестом уверенного в себе и своём будущем человека. И непременно – чтоб мизинчик был отогнут в сторонку – как верный признак истинно культурного человека. Но так, чтоб водочка, скользнув по кадыку, не залилась за воротник – полотенчико должно быть заранее заготовлено. Тут и пивко изысканных сортов заранее в хрусталь нолито – для запивочки. Заранее и тосты подготовлены: так выпьем же «за!!»...

А затем... «между первой и второй перерывчик небольшой», «пей до дна, пей до дна», пей-до-дна-a-a-a!!

Потом поймали жениха и долго били,
Потом пошли плясать в избе,
потом дрались не по злобе,
И всё хорошее в себе доистребили.

А вот наутро...

Первые пять минут пробуждения - нирвана.

Затем накатывается тупая, безпощадная головная боль, опухшие глаза еле открываются, во рту как кошки ночевали... Где, кто, что, с кем?.. Похмела!..

- Мальчик, ты кто?

- Я твой сын.

УЖАС!!!!

Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло...

Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...

(Второзаконие 30:15, 19)

«Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отец что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили. Как свидетельствуют многие благородные люди также и иноки, бывшие в Константинополе и в горе Афонской и иных тамошних местах, что там не только иноки, но и все православные христиане пьянство ненавидят и им гнушаются.

В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих. Обычно такова наша мера: как будем пьяные, что себя перестаем узнавать и помнить или напьемся до блевания, то перестаем пить. И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель...»

Из краткой редакции Устава прп. Иосифа Волоцкого:
«Сказание от Божественных Писаний, яко не подобает в обители быти питию, от него же пияньство бывает.
Слово 9»

«Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».

(Приписывается свт. Тихону Задонскому)