При всём увaжении к коромыслaм
хочу, чтобы в сaмой дыре зaвaлющей
был водопровод и движение мысли.
Андрей Вознесенский

В Тарусе, июлем 2012-го, 14-го, 15... далее везде

Gerb_Tarusa.png

В каждом русском провинциальном городке Руси есть свое неповторимое обаяние и красота. Каждый из таких городков непохож на другой, неповторим... Серпухов, Коломна, Торжок, Мышкин и тысячи других - уникальны, единственны, по-своему неповторимы... С красивейшими, роскошными кокошниками-коронами и наличниками на окнах, уникальной, нередко сложнейшей резьбой, украшающими дома - русский человек всегда любил красоту. Но вместе с тем именно из таких городков, деревень, поселков и составляется Россия, Святая Русь!

Панорама Тарусы

Сюда, к счастью, современная цивилизация, залитая безжизненным асфальтом, наглыми рекламными щитами, заслоняющими свет Божий, проникает с большим запозданием, выдыхается, сбавляет свой бешеный ритм и почти нетронутыми остаются подлинные жемчужины Руси. С маковками храмов на самых видных и красивых местах, садами и огородами за частоколом плетней, заросшими где зеленым бурьяном, а где вьюнком или диким виноградом. С полями вокруг них, приобретающими удивительный цвет в разное время года - не только в зависимости от сезона и климата, но и от того, что посеяно на матушке-земле.

Чистота во всём, поразительная тишина, когда как будто от нее в ушах звенит... И свежесть, необъяснимый запах - насколько же всё это родное!

Таруса — удивительный старинный русский городок километрах в 130 на юг от Москвы. Невелик, как птичка-синичка-невеличка, раскинулся на холмах на берегу Оки при впадении в нее речки Таруски (догадываетесь, почему герб у города такой?), потому здесь пешком то вверх, то вниз. А виды, панорамы!.. Здесь, изголодавшись в каменных джунглях Москвы, ощущаешь необъятные просторы. Попав сюда раз, впечатления остаются надолго и хочется приехать вновь и вновь, всякий раз открывая для себя что-то новое.

Таруса — город старинный, впервые упоминается в летописи в 1246 году как центр удельного владения тарусского князя Юрия, сына святого князя Михаила Черниговского. Но город возник гораздо раньше. Есть легенда, что князь Святослав Игоревич, идя по Оке походом на хазар в 964 году, увидел незнакомое селение. На его вопрос: «Какой это народ?», с берега ответили: «То Русь!» И в самом деле, Таруса в старые времена писалась через «о» – «Торуса».

По другой легенде, название города произошло так. 3десь над самой рекой на развалинах старого городища стоял когда-то княжеский двор, и русская дружина насмерть дралась с несметными полчищами ханских воинов, вооруженных луками и кривыми саблями, которые с криками: «Та Русь! Та Русь!» - пытались переправиться с противоположного берега реки на этот, чтобы разгромить дружину и прорваться к Москве.

В 1380 году тарусские князья — братья Федор и Мстислав, сражаются под знамёнами Дмитрия Донского на Куликовом поле. Ксения Юрьевна, княжна Тарусская и великая княгиня Тверская, была канонизирована Русской Православной церковью и по праву считается покровительницей города над Окой.

С этим городом связана история жизни и творчества многих художников и поэтов, писателей и режиссёров. Здесь в свое время жила и хотела быть похороненной Марина Цветаева, Константин Паустовский, семья Поленовых, Андрей Тарковский и еще с десяток других замечательных имен, составивших славу Отечеству.

Кликнув/коснувшись фото, Вы не только увеличите её, но и прочитаете комментарии к ним, из которых сложится рассказ...

ОСЕНЬ В ТАРУСЕ

Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.

Несколько слов поневоле
Все повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.

В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.

Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне...
И улыбается осень
Нашей весне.

Жизнь распахнулась, но все же
Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!

Марина Цветаева

Детство, верни нам, верни
Все разноцветные бусы,-
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.

Марина Цветаева

Мне чудятся Оки серебряные воды,
Лесов березовых серебряный язык.

В сиреневой тени, ромашкой зацветая,
Таруса спит смолы янтарным сном.
Игнатовской горы за тетиным сараем
Рыже-зеленый виден мне излом.

Анастасия Цветаева. Чужбина. 1941. Дальлаг

Вот вижу я Оку-реку,
На берегу её стою.
Она красива и мила,
Она задумчива, добра.

Пройдя по берегу реки,
Увидишь ты немало красоты.
Увидишь город небольшой
Увидишь ты Тарусу всей красой:

Её пейзаж, её просторы,
Её высокие брега.
И пронесешь через года
Все прелести ее тогда.

Приймак Софья 7Б школа №1262

... Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха...

Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. В течение многих лет Таруса была как бы заповедником этого удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта. Недаром ещё с конца XIX века Таруса стала городом художников, своего рода нашим отечественным Барбизоном. Здесь жили Поленов и тончайший художник Борисов-Мусатов, здесь живут Крымов, Ватагин и многие наши художники. Сюда каждое лето приезжает на практику молодёжь из московских художественных институтов. За художниками потянулись писатели и учёные, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки.

(К. Паустовский)

(Эти замечательные стихи взяты с сайта Городок Таруса)

Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото

Ещё немного о Марине Цветаевой

Поэтесса Марина Цветаева, безусловно, уникальное явление русской культуры на все времена. Удивительно красивые, лиричные строки рождаются из под её пера легко, непринуждённо, ложатся на душу, то согревая, то бередя её.

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами...

Или вот такие строки, положенные на чарующие звуки романса:

А ведь у неё была очень не простая жизнь - поиски Любви, презрение белогвардейской заграницы, потеря в репрессиях детей, мужа... Младшая её сестра Анастасия, была ангелом-хранителем Марины, спасая от ещё более больших бед...

Марина Цветаева прожила всего 48 лет...

31 августа 2011 г. в соборе святых апостолов Петра и Павла г.Таруса прошла панихида по Марине Цветаевой. Православная церковь спустя долгие годы с момента смерти отпела её душу, имея в виду, что тяжкий грех самоубийства она совершила в порыве последнего отчаянья, доведённая безысходностью ситуации до состояния, когда человек не может отдавать себе отчёт в тягости содеянного.

Но вот неожиданно для меня на глаза попадается совершенно необычное её стихотворение, с необычно резкой рифмой, как будто переняв стиль Маяковского - резкий, рубящий, размашистый.

«Двух станов не боец, а только гость случайный…»
(А.К. Толстой)

Двух станов не боец, а — если гость случайный —
То гость — как в глотке кость, гость —
как в подметке гвоздь.
Была мне голова дана — по ней стучали
В два молота: одних — корысть и прочих — злость.

Вы с этой головы — к создателеву чуду
Терпение мое, рабочее, прибавь —
Вы с этой головы — что требовали? — Блуда!
Дивяся на ответ упорный: обезглавь.

Вы с этой головы, уравненной — как гряды
Гор, вписанной в вершин божественный чертеж,
Вы с этой головы — что требовали? — Ряда.
Дивяся на ответ (безмолвный): обезножь!

Вы с этой головы, настроенной — как лира:
На самый высший лад: лирический…
— Нет, стой!
Два строя: Домострой — и Днепрострой — на выбор!
Дивяся на ответ безумный: — Лиры — строй.

И с этой головы, с лба — серого гранита,
Вы требовали: нас — люби! тех — ненавидь!
Не все ли ей равно — с какого боку битой,
С какого профиля души — глушимой быть?

Бывают времена, когда голов — не надо.
Но слово низводить до свеклы кормовой —
Честнее с головой Орфеевой — менады!
Иродиада с Иоанна головой!

— Ты царь: живи один… (Но у царей — наложниц
Минута.) Бог — один. Тот — в пустоте небес.
Двух станов не боец: судья — истец — заложник —
Двух — противубоец! Дух — противубоец.

Эти строки ошеломили меня, я не знаю как их воспринимать. И в таком случае лучше положиться на очень интересный комментарий филолога и философа Марины Михайловой «Марина Цветаева как воительница и миротворица». Рекомендую прочесть его.

разделитель

Первый частный музей, который мы увидели в Тарусе и от которого были в полном восторге

Безусловно, городок Таруса был необычайно мил нашим сердцам. Мы вдоволь находились по его площадям и кривым улочкам, заросшими где бурьяном, где плющом, по крутым берегам Оки, налюбовавшись на великолепные панорамы, вдоволь надышавшись свежим воздухом. Но вот где-то мы увидели табличку: «Музей. Ул. Шмидта, 11А». И неожиданно для себя оказалось, что мы находимся на этой самой улице. Так что найти нужный дом труда не составило... Ну дом, как дом - ни низок, ни высок, опрятен и аккуратен, за дверью подает голос собака и во всем видна хозяйская рука - что же здесь необычного? Любезный хозяин пригласил нас войти и мы обмерли! Честное слово, нигде такого я никогда не видывал! Вы можете себе представить робота? Ой, не надо, надоели до смерти все эти «терминаторы» со «скубидушками»! Но вы можете себе представить нечто, составленное из железяк, но имеющее выражение и чувства? Нет? Тогда Вам сюда!

Итак, Сергей Жаров - не просто хозяин этого частного музея, но и его автор. Будучи профессиональным столяром, как, несомненно, одаренный и талантливый человек, владеет уймой инструментов, обладает безусловным вкусом настоящего художника, способного увидеть в самой простецкой обыденности - металлоломе, выброшенным на свалку, нечто такое... не могу сказать. И передать нам всю теплоту души. Ну скажите, как можно из велосипедных цепей, бензобаков от мотороллеров, каких-то рычагов, шестеренок, старинных, давно отслуживших своё «Зингеров» сделать не нечто странное и невообразимое только на первый взгляд, а, например, собаку? Да не просто собаку, а верного слугу, только и ждущего указания: «Хозяин, жду приказа!» Как можно научить снеговика, свитого из колючей проволоки (!), удивляться и радоваться... бабочке? Без искры Божией в душе и очень умелых руках, не получилось бы ни за что! Дорогой Сергей, огромное спасибо и низкий поклон!

Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото

Дракино, на Воиновом поле

А какие интересные названия в наших местах - красивые, ласкательные, (но не уменьшительные!) и добрые-добрые. Вот например: Мотовилово, речки Рожайка и Лопасня, Костомарово, Гришенки, Правое, Левое и Малое Ящеровы, Калиновские Выселки, Верхние Колодези, Царево Займище, Крюково и Криково, Углич и Угличи, Каурцево (не отсюда ли родом Сивка-Бурка вещая Каурка?) Топонимика названий уходит вглубь веков и, безусловно, связана с какими-то событиями, или уникальными местами (например, в районе дер. Лысая Гора вообще нет никаких гор! Но Лысая Гора есть!), или понятиями, увы, ушедшими в прошлое.

Немного не доезжая до Тарусы, есть село с очень характерным названием Дракино. Нет, конечно же, здесь не дерутся (постоянно) и жители его вовсе не драчуны. ;) Но наверняка за себя постоять могут. Это косвенно подтверждается историческим фактом: в устье Протвы находится знаменитый Дракинский перекат, где наши предки десятки раз с мечом в руках встречали крымских татар. Возможно, именно из за этих «драк» и получило село такое экзотическое имя.

А может быть Дракино потому Дракино, что в древние времена в этих краях когда-то (увы!!) росли дремучие леса и земледельцам каждый клочок земли приходилось отвоёвывать. Вначале лесные чащобы выжигали, а затем раскорчёвывали, чтобы заниматься подсечным земледелием, а потом пашенным. Применение подсечно-огневого земледелия нашло отражение в топонимах. Среди подсечной топонимии края преобладают топонимы со значениями корчевания, выдирания, выжигания мелкого леса и кустарника (-гарь, -пал, -дор, -корь и др.): Пальна, Огорь, Палики, Выдровка, Дерибино, Теребень, Агарыши, Выгори, Жары, Дракино, Новинка, Ляды, Починок, Чистицы... (см. Топонимика Серпуховских краёв).

Так вот, 18 августа мне посчастливилось побывать в этом крае на VI фестивале исторических клубов, «Воиново поле», рядом с Дракино. Вот об этом фестивале мой небольшой репортаж. Сюда приехало множество людей со всех краев Русской земли - от Москвы и до Приуралья, из Минска, Украины чтобы показать свои ремёсла, многие из которых возрождены из неверотным образом сохранившихся древних документов. Например, минские гончары показывали великолепные звонкие свистульки, сделанные по технологии молоковарения по рецептам девятого века! Филигрань, скань, из металлов, разноцветных тряпочек, дерева, глины... До чего же интересно!

drakino0441s drakino0442s drakino0439s drakino0443s drakino0444s drakino0445s drakino0469s drakino0449s drakino0450s drakino0451s drakino0452s drakino0454s drakino0476s drakino0455s drakino0456s drakino0457s drakino0474s drakino0471s drakino0481s drakino0475s drakino0480s drakino0479s drakino0482s drakino0459s drakino0460s drakino0461s drakino0466s drakino0467s drakino0462s drakino0463s drakino0464s drakino0477s drakino0440s

Впрочем, немалая часть фотографий о возрождаемых промыслах, и лучшая, находится на странице Антона Агаркова «Бродячий сказочник». Вот где-то там нашёл вот такой интереснейший старый говор:

Пошла это Перепилиха (товды ее другомя звали) за ягодами. Ягода брусника спела, крупна. Перепилиха торопится, ягоды собират грабилкой.
Ты грабилку-то знашь? Така деревянна, сходна с ковшом, только долговата, с узорами по краям. У Перепилихи было бабкино придано.
(Писахов Степан Григорьевич «Перепилиха»)

Послесловие

Конечно же, было не обычайно интересно!! И день прошёл незаметно... Но, признаться, были некоторые моменты, от которых стало как-то немного не по себе.

В одной экспозиции на корявых изсушенных деревьях висят зачем-то черепа то ли лошади, то ли не знаю кого. А на них сидят чёрный ворон да филин. И дядька с шаманским бубном чего-то таинственно выстукивает... Зачем это? Далеко не на каждом человеке увидишь крест. Зато в избытке оберегов-амулетов - красивых, даже искусных: от того, да этого - только скажи заговор и ничем тебя не пронять. Вот так, разом, как волшебной палочкой - чик и избавился от хворей, а заодно и от врагов, неверных жён... Не возрождение ли это «нового» язычества? Зачем?! Ведь знаем чем это кончалось - человеческими жертвоприношениями! Ведь святой Владимир Креститель поначалу был язычником, пьяницей и многоженцем - несмотря на то, что его пращур Кий отдал жизнь за христианство, а бабушка - святая княгиня Ольга завещала ему веру Православную. Да вот не выдержало сердце отеческое, вспомнил он завещание своей бабушки - когда жребий жертвы выпал на его сына! Вот тогда-то и крестилась им вся Русь!

Я там разговорился с одним парнем, спросил: а правда ли, что у вас всё, что угодно, только бы не православие? Он ответил в том духе, что нет, он не против православия, не поддерживает языческие замашки некоторых. Но вот эти попы... Де, погрязли в роскоши, часы носют дорогия, на мэрсах рассекают!.. И тому подобное, о чём спорить и не хотелось, и времени не было - такие вопросы в пять минут не решаются.

А ведь ныне для страны вопрос о свободном выборе Веры - наиглавный. Потому, что после всех этих экспериментов «прогрессоров», лишений, страшных потерь и разора многострадальной Родины, только истинная Православная вера осталась последним духовным бастионом, защищающим нашу Отчизну. Потому враги и метят в самое сердце! С кем вы будете, ребята?

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, -
Залог величия его...

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без Божества.

А.С. Пушкин

Дорогие друзья! Когда-то в журнале «Фома» я читал очень интересные статьи о фотохудожниках. Показывались великолепные, глубокие фотографии, которые можно рассматривать долго - так много и глубоко в них было запечатлено. И накрепко врезалось слово одного такого фотохудожника: «Талантливый фотограф фиксирует каждый момент. Фотохудожник же в каждый момент... прозревает.» Вот так - прозревает! То есть как бы обретает некое другое зрение - внутреннее, наверное. И неважно как и чем снят кадр - дорогущей зеркалкой, простенькой «мыльницей» или даже мобилкой. (Сейчас даже появился такой термин - мобилография.) Ведь снимает не камера, а человек! Эти слова, конечно же, потрясли меня.

И мне захотелось снимать. Снимать не так же, как профессионал - мне до этого никогда не дотянуться, а просто хорошо снимать. Чтобы можно было долго разглядывать и вспоминать. Ну, сейчас видно, что фотограф из меня... ну... не слишком. Потому прошу у всех прощения за нескладные фоты, коряво скомпонованные, неумело «отфотошопенные» (у меня и фотошопа нет, и не умею в нём), с неудачной колористикой. То ли дело фотографии на сайте Странника Сергея (или Таруска.ру) - красивые, снятые не просто умело, но вдумчиво, затратив на каждый кадр не столько усилия компа, сколько множество неугомонных километров стоптанных мозолей на ногах в поисках наилучшего ракурса... Спасибо, Сергей!

Мне же хотелось поделиться с Вами тем, что я увидел, своими добрыми чувствами, которые я испытал, находясь в этом замечательном уголке Руси - Тарусе. Ибо получаешь только тогда, когда сам отдаёшь. Только так! Только так отданное добро возвратится добром и к вам: всё, что Бог ни делает, всё к нашему благу!

Потому, мир Вам! Да пребудет с Вами Сам Господь!