Значение данного нам русского языка колоссально:
«Мы обязаны знать, - одухотворенный русский язык - душа России, ее святыня, воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша - в словах, нами произносимых».
(д.ф.н В.Ю.Троицкий)
«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2).
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф. 12, 36).
«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишъся» (Мф. 12, 37).
Только в русском языке само Слово и есть Бог; ЯЗЫК - это и есть НАРОД. Поэтому слово - великий Божий дар! Ибо по слову Божиему Слово становится плотью. И наше высказанное вслух слово воплощается в наших делах, мыслях, поступках.
Наша речь, устная ли, письменная ли, отражает наше сознание, оказывает самое непосредственное влияние даже на собственную генетику человека - это доказано научно. Русский язык - это генетический код русского народа.
Сейчас идет неслыханная атака на сам генетический код нации! Уничтожить язык - уничтожить народ. Русский язык становится фактором национальной безопасности. И поле битвы - сердца людей, наши сердца.
"Агрессивно впихивая (простите за столь грубый глагол, но точнее сказать просто невозможно) в нашу речь легионы иноязычных заимствований, нам, по сути, методично вбивают в подсознание мысль о том, что наш-де национальный язык не поспевает за стремительной цивилизацией. И вновь сквозь почти два столетия этому страстно противостоит А.С. Шишков: «Язык наш превосходен, богат, громок, силен, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может»".
(Ирзабеков В.Д. «Тайна русского слова»)
«Русский дом»
Первый в мире памятник, посвященный русскому слову, установлен в Белгороде. Четырёхметровый монумент выполнен в виде бронзовой Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран текст Священного Писания. Памятник призван подчеркнуть святость русского языка и вековую связь нашего народа с Православием.
«И ещё один дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём все дары: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить, изобразить и передать. В нём вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало Божественных видений...
Это язык острой, режущей мысли. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества.
Это язык зрелого, самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовёт его язык...
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его».
Так восторженно и метко говорил о русском языке Иван Александрович Ильин, русский философ XX века.
Сохранение Отечества, национального характера и родного языка — единственно верный путь процветания народа. Это утверждает теория, это подтверждают опыт, история и культура различных народов, в том числе народа русского.
Язык — душа нации, культурно-исторический фундамент любого народа. Русский язык не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие и достояние русского народа, отражающее теснейшую связь с православной духовной культурой и контактами русских с другими народами.
Россия создала свой особый язык, свою литературу и своё искусство. На этот язык как на родной отзываются все славяне мира. Он оказался тем духовным орудием, которое передало начатки Христианства, правосознания, искусства и науки всем малым народам, живущим на территории России.
Русский язык — национальное достояние Российского государства!
Сегодня обучение русскому языку протекает на фоне общего снижения речевой культуры. Где торжественность, выразительность и благозвучие русского языка? Сегодня русский язык захлестнул поток искажений, потеряно уважение к родному языку. Жаргон и площадная брань приобретают права литературного гражданства. Происходит упрощение речи до однообразия, снижается её духовность, опошляется речь и, как следствие, мышление и поведение людей.
В русской культуре традиционно сложилось особое отношение к слову и произведениям классики. «Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит», — возглашают святые просветители Кирилл и Мефодий. Русский алфавит создавался как молитва, где слово напрямую было связано с Богом. Аз, буки, веди — я буквы ведаю; глаголь, добро, есть — говорю (признаю): Добро (Бог) есть... Рцы, слово, твердо — говори слово твёрдо... В языке закрепилась даже связь семьи и государства. Родину мы называем матерью или Отчизной, Отечеством — страну отцов.
В последнее время кажется, что много говорится и делается для того, чтобы русский язык был сохранён. Достаточно назвать федеральную целевую программу «Русский язык», законопроект «О русском языке как государственном языке в Российской Федерации», Совет по русскому языку при правительстве РФ, Центр развития русского языка и прочая, и прочая, но это уровень науки, политики. Я же пишу эти строки как рядовой многомиллионный носитель и пользователь русского языка, который в снижении речевой культуры, в искажениях, в «американизмах» видит и чувствует неуважительное отношение к русскому народу, к его православной вере, к его истории и традициям. Для меня такое положение вещей — вмешательство в процесс общения русских, разрушение общности и соборности, присущих русскому человеку. Это нарушение языкового суверенитета русских и нарушение национальных интересов русских. Поэтому так остро стоит сейчас проблема развития, сохранения русского языка, защита его и борьба за его чистоту. Это поможет утверждению национального характера, патриотизма и гражданственности нашего народа.
В государственной политике по сохранению русского языка первая и главная роль принадлежит школе. Изучать его нужно в национальном аспекте: искусство русского слова, русское красноречие, речевой этикет, связь с историей. Все мы знаем, что современный русский литературный язык является прямым преемником церковнославянского языка, – языка, созданного Кириллом и Мефодием в качестве общего литературного языка для всех славянских народов раннего средневековья, — языка высокой духовности и нравственности, языка, формировавшего «загадочную» русскую душу, русский характер. Поэтому хотелось бы, изучая русский язык, опираться на древнерусский язык, являющийся источником, питающим современный русский язык. Школьная программа должна предусмотреть исторические справки для понимания законов языка и отступлений от них, объяснения архаизмов, церковнославянизмов, сведения о развитии русского литературного языка, о его специфике. Ведь цель разговора и чтения — радость духовного рассуждения, умение глубоко осознать символ и смысл слова.
Язык — это средство связи поколений. Но современное словоупотребление молодых отнюдь не способствует связи и преемственности поколений, — как раз наоборот.
Воспитывающее значение русского языка неоценимо. Поэтому велика роль учителя, способного одухотворить, оживить написанное и передать это сокровище детям. Не будет соответствующей школы, не будет активных носителей литературного языка — язык станет бездуховным, мёртвым, исчезнет с лица земли и русский народ!
Ирина Николаевна ИВАНЧЕНКО
газета "Соборная весть", №40, 2009