При всём увaжении к коромыслaм
хочу, чтобы в сaмой дыре зaвaлющей
был водопровод и движение мысли.
Андрей Вознесенский
Главная > Фотоальбомы > Беларусь - Белая Русь. Фотоальбом 2016
Беларусь - Белая Русь (2016)
«Все народы славянские единого суть отца сыновья, потому что единоголосье языков их показывает, что они являются единым народом»
(Густынская летопись)
Славянские племена - одни из древнейших племён нынешней Евразии. Сохранилось (и не одно!) вот такое свидетельство, как византийского императора Маврикия о жизни восточных славян VI–VIII вв.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое охраняют в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимавший его раньше начинает войну [против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определённым временем, предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удудшают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь».
Постепенно славянские племена объединялись чтобы противостоять наседавшим ворогам, стали образовываться города, княжества - как зачатки государства. В истории Руси с древнейших времён существовали Червонная, Красная и Чёрная Руси, Великая Русь, Малая и Белая Русь. Но первые три канули в лету и мы о них почти ничего не знаем. Остались только Великороссия, Малороссия и Белоруссия, составляющие единый Русский мир.
«Белой Русью» называли земли, население которых было христианским, в противоположность Чёрной Руси — русских земель, находившиеся под властью Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
Белая Русь, находящаяся на стыке Востока и Запада много раз испытывала на себе экспансию католического Запада и много раз бывала и под ливонцами, поляками, литовцами (не путайте с нынешней Литвой!). Испытала Белая Русь и иго Унии, все последствия которой не изжиты до сих пор.
И вот... мы в Беларуси в третий раз! Мы всегда были о Беларуси самого лучшего мнения - там живут наши кровные братья, которые говорят с нами на одном языке, думают как мы, очень радушны и добры. Но поездка в этот раз оказалась выше ожидаемого - полный восторг!
Как и в прошлый раз, мы отправились туда на авто - это очень удобно остановиться где понравится, заглянуть в интересные места, сделать крючок, интересно наблюдать окрестные места.
Вот, едем по Смоленщине. Здесь преобладание двух цветов: зелёные дремучие леса, изумрудные поля, однако, зарастающие березняком и бурьяном... И чёрный цвет: погибающие, брошенные деревни, остовы коровников... Печально!
В Беларуси же цветов больше: также зелёные леса, но поля - жёлтого цвета - от созревшей пшеницы, ещё - голубые поля - от цветущего льна, коричневые поля: урожай собран, тут же поле и запахали. На убранных полях стоят ряды соломы, скрученной в рулики; а нередко им приклеивают глазки-ушки, выстраивают паровозиками - до чего забавно!
По краям дороги много стад коров! У нас коров хоть в зоопарке выставляй - нету! (Завод «Данон» в мск.обл. больше смахивает на нефтеперегонный). А рядом с коровами обязательно аисты!
Каждый посёлок очень живописен и красив, огромное кол-во озёр от 0.5 до 20км...
И вообще, там как-то всё ладно и опрятно, ухожено, аккуратно и красиво! Нашей раздолбанности и разрухи нет.
И вообще! В Беларуси населения всего-навсего 10.5 млн.чел, включая младенцев и стариков - это меньше Москвы. Но зато они производят и продают нам (не по европским ценам): грузовики, самосвалы и автобусы МАЗ, большегрузные, до 120 тонн самосвалы БелАЗ (30% мирового рынка!), отличная одежда и обувь, льняные изделия - вне конкуренции. Производят отличные молочные продукты и колбасы. У них до сих чётко действует ГОСТ! Колбасы - это вообще, «пэсня»: сырокопчёные, сыровяленые, колбаса «пачастунак», медовая, в шоколаде - огромное разнообразие и выбор - пальчики оближешь! Ещё в санаториях чаще всего используется отечественная электроника! Газификация - 100%.
Экономика Беларуси - 30% частного сектора и 70% государственного. Есть все возможности для развития и расширения. Например, для того, чтобы получить 30 соток земли, надо подать 1 (одно!) заявление; но при условии - чтобы к этому участку была подведена дорога, электричество и газ. Семье с двумя детьми при рождении третьего ребёнка дают (!) новую квартиру - с рассрочкой на 50 лет.
Однако, не всё так радужно в экономике Беларуси. В стране нет ни газа, ни нефти, ни угля. Их надо покупать у России, а вот Россия ведёт здесь себя иной раз некрасиво. Газпром беззастенчиво выкручивает руки, пытаясь задрать цены до «мирового» уровня. А первое лицо гос-ва Россия, подсчитывая «потерянные» барыши, - по сравнению с некими мировыми ценами, - раздражённо бросает: «Да не нужны нам ваши блины со сметаной! Деньги давай!»
Поэтому в последние времена цены повысились здесь раза в два. Тихой сапой образование и детсады становятся платными... А зарплаты остались старые. Так что живут они очень-очень скромно. Но, как мне представляется, не тужат и не унывают. И слава Богу!
Но довольно слов - смотрите! (Примечание: если на открытой фото нажать клавишу [пробел], галерея перейдёт в режим слайд-шоу с автоматическим перелистывнием).
Карта
Чтобы представить себе Белорусские края, вот фрагменты карт тех мест, где мы были и которые посетили. На востоке - Смоленск, в центре - Минск, а сверху, на севере Беларуси - оз. Нарочь, пос. Нарочь и Мядель, Поставы, а в квадратиках - Глубокое, Полоцк и Витебск, которые мы посетили на обратном пути, возвращаясь на Родину...
Санаторий: наслаждение тишиной
Нарочь: курортный посёлок и... деревня
Поставы
Мядель
Молодечно
Дендрарий
На нешироком перешейке между двумя озёрами - Нарочь и Мястро уместилась деревня... или две... не помню точно. А также уникальный дендрологический сад. Здесь на 16 га собрана уникальная коллекция растений из четырёх ботанико-географических зон: Дальний Восток, Европа-Сибирь, Крым-Кавказ, Америка.
Аптекарский сад
А ещё в паре километров от дендрария есть ещё одна очень необычная достопримечательность - Аптекарский сад. Район озера Нарочь - весьма живописный и экологичный район. Здесь даже леса не вытоптаны, множество грибов, брусники, черники; но в то же время леса ухожены, здесь нет запущенной дикости. А в Авптекарском саду собраны ботанические коллекции уникальных и редчайших растений, например, легендарная целебная трава ИССОП, известная уже тысяч пять лет! Одной только мяты здесь видов 20! Здесь, конечно, можно походить, посмотреть, отщипнуть, откусить, понюхать... А можно и купить целебные травяные сборы.
Наносы
На мысу Наносы, выдающимся в озеро Нарочь длинным носом, расположена небольшая уникальная этно-деревушка Наносы. Под Минском также есть этно-деревня Дудутки с народными промыслами. Но Наносы по-своему неповторима, это уже целый агро-туристический комплекс с ветряной и водяной действующими (!) мельницами, музеями самоваров и монет, конным двором и целой улицей из рубленых домов. Пожалста, можно заказать апартамент с печкой, кухней, огородиком, баней и даже птичником. Ну, нам рассиживаться некогда, нам бы побольше увидеть. И нас с преудовольствием поводил Виктор Мойсеёнок, заведующий музеями, спец по антиквариату, а заодно, мастер на все руки.
Небольшой любительский ролик про настоящую водяную мельницу
Глубокое
Подмосковная провинция и беларусская, однако, заметно отличаются. Такие подмосковные жемчужины, как Таруса, Александров, Мышкин и многие другие, замечательны своей некоторой «непричёсанной необузданностью», нестоличной непрямолинейностью, сохраняющей неповторимое обаяние, красоту и неповторимость. В них, к счастью, редка реклама, практически нет многоэтажек и даже крутой полудачный новодел оказывается удачно вписанным в общую гармонию.
Белорусские небольшие городки иные... Здесь как-то иначе - всё очень красиво, чисто и аккуратно. Также нет высоток, одно-двухэтажные дома очень добротны и красивы. Но... нет того нашего глубинного шарма. Впрочем, это сложно уловить всего за час, другой! А с другой стороны, здесь есть такое... Обалдеть!
Полоцк
Полоцк, пожалуй, один из самых старых городов не только Беларуси, но и Руси. Первое летописное упоминание о Полоцке относится к 862 году,
«В лѣто 862 приіа власть Рюрикъ и раздаіа мужемъ своимъ градъі: ѡвому Полотескъ, ѡвому Ростовъ, другому Бѣлоѡзеро... и по тѣмъ городомъ суть находници Варѧзи а перьвии насельници в Новѣгородѣ Словѣне, въ Полотьски Кривичи ... А в середине X века Полоцк стал княжеством, оставаясь весьма значимым на протяжении всей истории развития Руси, Беларуси.
Немало потрясений выпало на долю Полоцка - ведь он расположен на западных рубежах Руси, здесь сходилось множество торговых путей, и испытал множество войн, завоеваний, разорений и восстановлений. Был Полоцк и Русским княжеством, был и в составе Великого княжества Литовского, был и в Речи Посполитой, и в Российской империи.
В Отечественную войну 1812 года под Полоцком произошли два сражения между русской и французской армиями.
В Великую Отечественную войну Беларусь первой приняла на себя удар. И только за октябрь 1942 г. в Полоцком районе было создано 68 партизанских отрядов. Во время фашистской оккупации в Полоцке было уничтожено гитлеровцами около 150 000 человек. Город был освобождён лишь в июле 1944 г., был разрушен почти до основания. И вновь восстановлен!
Несмотря на пережитые потрясения, многочисленные войны, насильственную смену вековых духовных ценностей униатством, навязывание чуждых постулатов и неудавшиеся перестроечные эксперименты, Полоцк бережно хранит своё сохранённое наследие, которое ещё долго будет служить молчаливым свидетельством великой полоцкой истории.
В 2008 году географы установили, что географический центр Европы находится в Полоцке! 31 мая 2008 года в Полоцке был установлен памятный знак «Географический центр Европы». Теперь каждый, кто побывает в Полоцке, сможет получить памятный сертификат о том, что он побывал в самом сердце Европы.
В начале XXI века в Полоцке проживают более 85 тысяч жителей, это культурный центр Беларуси.
Монастырь у церкви Спаса - Спасо-Евфросиниевский монастырь
И ещё, не могу не сказать об удивительной женщине, которая не от мира сего. К ней, княжне, с 12 лет ездили сваты - быть бы ей «королевной», кататься бы сыром в масле, чубы драть холопам. Но нет - ушла в храм, посвятила всю себя Богу, основала два монастыря, пол-родни привела к Богу и многих, сделала подвижниками, стала просветительницей и светочем земли белорусской. Впрочем, лучше всего прочитать её краткое житие...
Святая Евфросиния Полоцкая, в миру Предслава, происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному Владимиру и Рогнеде. Родилась она в начале XII века в семье Полоцкого князя Георгия Всеславича и княгини Софии. Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли и многие именитые князья искали её руки.
...И когда она достигла двенадцатилетнего возраста, стал отец ее говорить княгине своей: «Хорошо бы нам выдать Предславу замуж за князя». А Предслава, услышав это, размышляла про себя: «Как это будет, если отец мой думает выдать меня замуж? И если так будет, мирской печали мне не избежать. Что свершили прежде нас жившие предки наши? Женились, выходили замуж, но не жили вечно - жизнь их прошла, и слава их исчезла, как прах. А преподобные жены пошли вслед за Христом, Женихом своим; мечом духовным отсекли от себя плотские сласти, - и имена их написаны на небесах, где они с Ангелами беспрестанно славят Бога. А земная слава - прах и пепел». И сказала она себе: «Не лучше было бы мне вместо жизни мирской постричься в черницы и, живя в послушании, поучаться как страх Божий утвердить в душе своей». И утаившись от отца и матери и от всех домашних, ушла в монастырь.
...Игумения, воззрев на на юность княжны, вздохнула, и прослезилась, и молвила ей: «Чадо мое, как я могу сие сотворить? Ты еще слишком юна и не сможешь понести тяготы монашеского жития. Как ты сможешь оставить кнажение и славу мира сего?»
Отвечала ей блаженная отроковица: «Госпожа и мать, все видимое в мире сем прекрасно и славно, но вскоре минует, как сон, и, как цвет, увядает. Вечное же невидимое пребывает вовеки, как о том Говорится в Писании: "...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2; 9)". Или ты ради отца моего не хочешь меня постричь? Не бойся, Госпожа моя, побойся Господа, владеющего всякми твореним, и не отлучи от ангельского чина».
Блаженная же игумения удивилась разуму отроковицы и ее любви к Богу и повелела исполнить волю ее. И огласил ее иерей, и постриг ее; и нарекли ей имя Ефросиния, и облекли ее в черные ризы.
Узнав об этом, отец блаженной Ефросинии пришел в монастырь. Увидев дочь свою, стал он нежно целовать ее и говорить: «Горе мне, чадо мое, что же ты сделал? Зачем печаль душе моей принесла? Почему мне прежде не открыла намерение свое? Надлежит мне печалиться острупленной душой к Богу моему, да войдешь ты в чертог Царствия Его».
Вселившись же, начала преподобная Евфросиния… книги писать своими руками и, плату взимая, отдавать нуждающимся...
Постепенно образовалась иноческая обитель и немало людей Евфросиния привела в храм.
...В скором времени блаженная Ефросиния заложила церковь каменную Святого Спаса, и построили ее от начала до конца за тридцать недель. Уже почти была закончена церковь, и только не хватило немного плинф, и нечем было завершить строительство; и, поискав, не нашли ничего. И печалилась об этом Евфросиния и, вздохнувши, сказала: «Слава Тебе, Владыко, Вседержителю и Человеколюбче, даровавший нам большее, – подай же нам и меньшее, чем совершится церковь Твоя». И так она помолилась, и рано утром, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство и крест воздвигли.
...Преподобная Ефросиния, видя монастырь свой украшенным и всяческих благ благ преисполненным, решила создать вторую каменную церковь - Святой Богородицы. И создав, украсила иконами и, освятив, передала монахам, - и был монастырь большой. Видела же блаженная два монастыря благоустроенных, весьма больших и богатых, и говорила: «Помилуй, меня, господи, и исполни прошение мое, чтобы увидеть мне Пресвятую Богородицу Одигитрию в сей святой церкви». И послала слугу своего в Царьград с дарами многоценными, прося икону Святой Богородицы, написанную евангелистом Лукой.
...Украсила она и всю землю Полотскую своими благолепными монастырями. И, видя, как Бог прославил монастыри ее, сказала она о желании сердца своего: «Как бы мне дойти до святого града Иерусалима и поклониться Гробу Господню и всем святым местам и там жизнь свою окончить».
Блаженной Евросинии такой был дан дар от Бога: если кто-либо спрашивал ее о чем-нибудь, она ему говорила, как нужно поступить, и кто слушал ее, тот получал пользу.
...Каким же языком, братия, надлежит мне почтить светозарную память преблаженной невесты Христовой Ефросинии? Была она помощницей обиженным, скорбящим - утешение, нагим - одеянием, больным - посещением, и просто сказать, для всех была всем. Словно солнечный луч, просветила она землю Полотскую. Славится Солунь святым Дмитрием, Вышгород - мучениками Борисом и Глебом. Я же хвалу воспеваю: блажен и ты, град Полотск, взрастивший таковую леторасль (росток, молодая ветвь) - преподобную Ефросинию. Блаженны люди, живущие во граде том, блаженны родители твои. Блажен труд твой и подвиги во славу Божию, блажен и монастырь твой, блаженны и живущие в монастырях Святого Спаса и Святой Богородицы, блаженны и люди, послужившие тебе. О, преблагословенная невеста Христа Бога нашего, молись Богу о стаде твоем, что собрала во Христе, ибо Тому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Почила преподобная Ефросинья на Святой Земле в 1173 году. В 1187 г. нетленные мощи Полоцкой княжны перенесли в Киево-Печерскую Лавру. В царствование благочестивого императора Николая II, в 1910 году, святые мощи преподобной были торжественно перенесены из Киева в Полоцк, в основанный ею Спасский монастырь. Здесь они покоятся и в настоящее время, нетлением и чудесами свидетельствуя нашим современникам об истинности православной веры, о любви к Богу, которая сильнее смерти, о великом дерзновении святых, ходатайствующих за нас пред Господом.
(С дерзновением взято отрывками из «Жития преподобной матери нашей Ефросинии, игумении и княжны Полоцкой», Спасо-Ефросиниевский женский монастырь, 2015)
Витебск
Витебск, по моему глубокому впечатлению, самый красивый город Беларуси! После Минска, конечно. Но не такой огромный, более компактный. И невероятно красивый, ухоженный, уютный, примечательный и замечательный! И одновременно промышленный: машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая, электронная (телевизоры «Витязь»), легкая и пищевая промышленность. Здесь бывали Александр Сергеевич Пушкин, Гавриил Державин, Тарас Шевченко и Николай Гоголь, Корней Чуковский и Александр Грин.
Витебск - город художников, его называют «вторым Парижем». Здесь творили Марк Шагал и Илья Репин... Для Шагала родной город стал тем источником, из которого Марк Захарович всю свою долгую жизнь черпал вдохновение и сюжеты для работ.
Витебск ещё и музыкальная столица фестивалей. Здесь проходят «парады диксилендов», джазовые, «бардовские», музыкальные фестивали. С 1992 года Витебск стал столицей Международного фестиваля искусств «Славянский базар».
Витебск образовался на месте слияния двух притоков - речек Витьба и Лучеса в полноводую Западную Двину. Вот от Витьбы и произошёл Витебск. (В летописях также: Видбеск, Витьбеск, Витепск и т.д.)
974 г. Это из древнейших городов Беларуси, основанный, согласно Витебской летописи, в 974 году святой равноапостольной киевской княгиней Ольгой. «В лето - 974, - говорится в летописи, - Ольга, победив ятвягов и печенегов, переправилась через реку Двину и с войском заночевала. Понравилась ей гора, и она основала деревянный замок, назвав его от реки Витьба - Витьбеском; построила в Верхнем замке каменную церковь святого Михаила, а в Нижнем - Благовещения Пресвятой Богородицы и, пробыв два года, отправилась в Киев».
992 г. - Витебск был крещён и на Лысой горе была возведена церковь Пречистой Божьей Матери.
1165 г. - город стал центром Витебского княжества. До этой поры Витебск входил в Полоцкое княжество, один из центров Киевской Руси.
1240–1245 гг. – Витебское княжество находится в тесном союзе с Новгородскими землями, которыми тогда руководил Александр Невский. В 1235 г. Александр Невский посещал Витебск для создания военного союза. Витебская дружина участвовала на стороне Александра Невского в Невской битве (1240 г.) и в Ледовом побоище (1242 г.). В 1245 г. дружина Александра Невского приняла участие в защите города от литовских феодалов.
С конца XII столетия северо-западные русские земли постепенно переходят в руки литовских князей, и только витебский удел, при заступничестве киевских, смоленских и черниговских князей, сохранял независимость до XIV столетия. За почти 300 лет наши предки - восточные славяне - сложились в единую древнерусскую народность, которая послужила основой формирования братских русского, украинского и белорусского народов; создали яркую и самобытную культуру.
1318–1320 гг. – Последним восточно-славянским князем был Ярослав Васильевич, который в 1318 году выдал свою дочь за литовского князя Ольгерда, сына великого князя литовского Гедемина. И Витебск вошёл в состав Великого Княжества Литовского (князь Ольгерд возглавил ВКЛ в 1345 г.).
1410 г. – Витебская хоругвь приняла участие в Грюнвальдской битве на стороне войск польского короля Владислава Ягайло. Началась эпоха проникновения протестантизма и католичества.
Витебск становится ареной острого межконфессионального противостояния. В это время в город прибыли католические монахи - в первую очередь иезуиты, построившие в городе свои резиденции и храмы, открыли школы для обучения светских лиц. Все православные храмы и монастыри были переданы униатам (греко-католикам), православие было запрещено вплоть до 1772 года.
1506 г. - Витебск стал центром Витебского воеводства Великого Княжества Литовского, а с 1569 года - Речи Посполитой.
1597г. – король Речи Посполитой Сигизмунд III даровал Витебску Магдебургское право и даровал собственный герб.
XVII век - Против православных христиан Белой Руси был объявлен настоящий крестовый поход. Папа Римский: «Да проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови».
Из выступления «просветителя» Лаврентия Древинского в 1620 году на польском сейме: «Наконец, вот дело высшей степени ужасное, невероятно варварское и свирепое: в прошедшем году, в том же самом белорусском городе Полоцке, вышеупомянутый полоцкий епископ - отступник Иосафат Кунцевич дал повеление выкопать из земли тела православных, недавно погребённых в церковной ограде, и выбросить из могил христианские останки на съедение псам».
Примеру своих духовных отцов во всем следовали управляющие из католиков. Они делали заезды на православные монастыри и церкви, производили здесь буйство, выгоняли монахов и монахинь, раздев последних донага, и, очистив таким образом монастырь или церковь, передавали их униатам. Подобные заезды сделаны были минской шляхтой на Минский Петропавловский монастырь и витебской шляхтой на Марков монастырь. Шляхтичи разбойническим образом нападали на православных священников, истязали и даже убивали их. Православным священникам отрубали пальцы, привязывали их нагими к четырем кольям, привешивали за руки и за ноги к шестам, заставляли есть сено, бегать на аркане за лошадьми. В Орше с оружием напали на Кутеинский женский монастырь и подожгли его. В Слуцке сожжены три православные церкви: Воскресенская, Замковая и Варваринская».
1623 г. – город был лишен Магдебургского права из-за восстания местных жителей против католического епископа Иосафата Кунцевича, который был убит в ходе беспорядков. Городская Ратуша как символ самоуправления была разрушена.
1640 – 1644 гг. – в Витебске обосновался орден иезуитов. Был построен иезуитский костёл св. Иосифа и открыта иезуитская школа.
1644 г. – король Речи Посполитой Владислав IV вернул городу Магдебурское право и герб. Это стало благодарностью короля за мужество витебских воинов в битве против московской армии (?!).
1656 г. - После воссоединения Украины с Россией в 1654 году, Витебск посетил русский царь Алексей Михайлович. Витебчане встречали русские войска с большой радостью как своих долгожданных избавителей от польско-литовских феодалов. На Двинской возвышенности царь устроил для жителей Витебска грандиозный пир, в котором принимал участие белорусский просветитель Симеон Полоцкий.
В составе России город пробыл 13 лет. 13 января 1667 года по Андрусовскому перемирию Витебское, Польское, Литовское и Мстиславское воеводства были возвращены Польше.
С конца XVI века начинаются массовые побеги белорусов в Московскую Русь. Побеги стали одной из форм борьбы против усиливавшегося национально-религиозного гнета. В силу сложившихся обстоятельств Витебск в течение почти всего XVII века оставался под игом поляков.
1701 г. – Витебск посетил Петр I для организации штаба русских войск, участвующих в Северной войне против Швеции.
1708 г. – по приказу русского царя Петра I Витебск был сожжён. Причиной была финансовая поддержка витебской знатью шведских войск.
1772 г. – в результате первого раздела Речи Посполитой к России присоединилось древнейшее её достояние - земли между Днепром, Западной Двиной и Дручем. Таким образом, Витебск после более чем 450-летнего польско-литовского господства вошел в состав империи Российской и дальнейшая судьба его тесно связана с историей всего могущественного государства.
1812 г. – с 16 июля по 26 октября Витебск оккупирован французскими войсками. В городе располагалась ставка главнокомандующего французских войск - Наполеона.
XIX век - интенсивное развитие города: через Витьбу построен мост; организовано газовое освещение улиц; построено шоссе Смоленск - Витебск.
12 февраля 1839 г. - в Полоцке собрался собор во главе с греко-католическими епископами Иосифом Семашко, Антонием Зубко и Василием Лужинским. Собор высказался за присоединение белорусских епархий к православной церкви, после чего все униаты Беларуси вновь перешли в Православие.
1856 г. – российский император Александр II утвердил новый герб Витебска. Герб представлял собой известную "Погоню", окруженную Андреевской лентой. Венчала герб российская императорская корона.
1898 г. – пущен первый в Беларуси электрический трамвай (изобретатель - витеблянин Пироцкий). Витебск стал четвертым городом в Российской империи после Киева, Нижнего Новгорода и Екатеринослава, в котором появилось трамвайное движение.
9 ноября 1917 г. – в городе провозглашена советская власть, был сформирован военно-революционный комитет.
1918 г. - по итогам позорного «Брестского мира» состоялся раздел Беларуси на Восточную и Западную.
Результатом «Брестского мира», больше похожего не капитуляцию, стало отторжение от России Польши, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, Крыма, Украины и Закавказья. Разоружался флот и выдавался Германии, была наложена контрибуция размером в шесть миллиардов марок золотом. Австро-Венгрия и Германия получили склады с вооружением и боеприпасами. «Брестский мир» также налагал на Россию обязательство вывода войск с указанных территорий, их место заняли вооруженные силы Германии.
Через полгода Германия капитулировала в Первой мировой войне. Россия не была среди участников победы.
11 июля 1941 – 26 июня 1944 гг. – годы оккупации Витебска немецко-фашистскими захватчиками. В городе активно действовало антифашистское подполье. За время оккупации город был полностью разрушен, после освобождения в городе осталось всего 118 жителей из 167300.
Лето-осень 1941 г. – массовое уничтожение узников Витебского гетто. Всего за несколько месяцев в основном в Туловском (Иловском) овраге было расстреляно 16-18 тыс. человек.
Современный Витебск - один из крупнейших индустриальных центров республики, город с высокоразвитой промышленностью, наукой и культурой. Улицы и площади города вновь украшают памятники архитектуры и монументального искусства, которые и теперь придают древним улицам города над Двиной красоту и неповторимость.
Дорогами Беларуси, мимо старых деревень и сельских храмов... домой, в Москву!
Но вот что совсем непонятно: очень мало православных храмов! Ехали сотни км - раз-два и всё. В крупных посёлках - бывают храмы, по одному. А в маленьких - редко. Как же они там живут без храмов?? Зато очень часто рядом с Православным храмом соседствует католический. Кол-во католических храмов в Беларуси увеличилось раза в 4. Тревожно.